«Дом из песка и тумана». Авторский разбор фильма.
В шахматах есть понятие «цугцванг», когда любое действие игрока приводит к ухудшению его позиции. Так и в фильме «Дом из песка и тумана», каждая сцена усугубляет и без того сложную ситуацию. В первых же кадрах мы понимаем, что-то случилось. Тяжелые шаги. Простой вопрос, у которого с самого начала фильма нет ответа:
— Вы — Кэти Николо?
— Да.
— Это ваш дом?
И дальше мы погружаемся в прошлое Массуда Берани. На протяжении всего фильма мы видим птиц. И первая птица в испуге улетает, когда спиливают вековые деревья у старого дома Берани. С этого начинаются все несчастья. Нади с детьми бежит по мокрому песку. Деревья падают, одно за другим, вместе с ними рушится и жизнь этой семьи. Песок в морской пене переходит в кадр с пузырьками шампанского. Мы попадаем на шикарную свадьбу, где видим статного полковника, но аккорды веселой музыки тут же перекликаются со звуками строительной техники. И вот уже Берани разгребает лопатой гравий. А в игру вступает туман. Туман открывает перед Берани свободу, солнечный город, мост, поток машин, отуманивает перспективами будущего.
И тут же мы оказываемся в тумане, окружающем дом Кэти. Заброшенный, унылый, грязный. С этой девушкой явно что-то не так. «Сколько времени?» — затуманенный взгляд, затуманенная Кэти.
Туман — отдельная тема фильма, он словно дурман окутал наших героев, запутал, заставил забыть свое истинное я. Он как еще один герой в фильме, спутывает все карты и наблюдает, к чему это приводит. Туман появляется перед важными сценами:
- когда Берани видит объявление об аукционе;
- когда Кэти ранит ногу;
- когда офицер Лестер угрожает полковнику;
- Кэти с Лестерем уезжают в туман, в никуда, их будущее не определено;
- Когда Кэти пытается застрелить себя;
- Когда Лестер находит Кэти, дом, как всегда, в тумане;
- Когда Кэти возвращается в дом, где полковник убил жену и покончил собой.
Туман — это «серая дыра», в которой происходит сдвиг между реальностью и нереальностью, он путает сознание, обволакивает главных героев, заставляя их совершать ошибки одну за другой.
Следующая важная тема фильма — птицы. Птицы появляются в самом начале фильма. Чайка улетает, когда рушится прежняя жизнь семьи Берани. Как у Чехова чайка проходит лейтмотивом через всю книгу, у Перельмана — через весь фильм. Чайка — символ жизни, свободы, полета, но и также символ материнского плача по своим детям. Даже крик чаек надрывный, стонущий. Птицы сопровождают наших героев, подают знаки.
Птица сидит на фонаре с крестом, когда Массуд бьет свою жену (крест здесь тоже символичен). Крест появляется еще несколько раз:
- когда Кэти звонит брату, обращаясь за помощью;
- когда семья Массуда смотрит в свое «светлое» будущее;
- когда Массуд молит Бога спасти Исмаила;
- когда Массуд отравляет Нади.
Режиссер как бы ставит крест и на обеих семьях, и на религии.
По мнению психолога Елизаветы Павловой, основная проблема Кэти в отсутствии опыта поддержки: «У зрителя после фильма остаётся чувство невыносимой хрупкости бытия и острое желание обнять близких. Ведь к ужасной развязке фильма привели не яркие драматические обстоятельства, а именно то, как мучительно одиноки и не услышаны были герои. Как они не могли поговорить ни с друг другом, ни с кем-либо тёплым и сочувствующим, кто мог бы поддержать и просто быть рядом. Если бы у героев была возможность ощутить рядом живого человека, то, может быть, всё пошло бы по-другому».
Но вернемся к птицам. В народно-поэтическом эпосе образ чайки неразрывно связан с душой: белой и черной, крылатой и бескрылой, живой и погибшей, хранит которую чайка. Сцен с птицами в фильме довольно много:
- Птицы кружат вокруг Кэти и Лестера;
- Кэти видит мертвую птицу в воде перед самоубийством Массуда
- Кэти возвращается в дом, птицы разлетаются, и мы видим долгий кадр с пластиковым брелоком в виде птички. Все, что осталось — безделушка. Никому не нужные ключи от дома.
- Интересен кадр с двумя птицами. Двойка противопоставляет добро и зло, разделяет единство на мужское и женское начало, символизирует грех, отклонение от первоначального блага;
- После самоубийства птицы высоко парят в небе;
- Единственное перышко лежит на поверхности воды в вазоне. Я этот кадр читаю как символ невинной жертвы — Исмаила. Этот вазон — метафора опустевшего гнезда, из которого улетели души.
Важно обратить внимание, что в подкрепление образности включается еще и вода. В финале Кэти приходит к воде, идет дождь — необратимый поток времени, потери и забвения.
Режиссер дает подсказки зрителю с самого начала фильма. Когда Кэти только знакомится с Лестером, она видит его за решеткой. В итоге, Лестер и попадает за решетку.
Конечно же, именно такой дом с такими решетками был выбран режиссером не случайно. Решетка — своего рода клетка, в которой нет ни жизни, ни смысла. Дом, за который борются герои, — иллюзия. Кэти все еще хочет быть маленькой девочкой, за которую все проблемы решает папа, Берани никак не выберется из прошлого, он так и остался у берега Каспия.
Лестер тоже уже давно не живет, а скорее существует. Он забыл, что такое эмоции и чувства. Жену он не любит, не уходит только из-за детей. Беспомощная, хрупкая и слабая Кэти позволяет Лестеру вновь почувствовать себя настоящим мужчиной. Босые стопы — дополнительный способ эротизации образа Кэти, босоногость делает ее еще более слабой, нуждающейся в защите. Ее хочется подхватить на руки, обнять, прижать к себе как ребенка. Кэти и спит как ребенок, свернувшись калачиком. Ноги Кэти обнажены, также как обнажена ее душа. Гвозди, впивающиеся в ее девичьи подошвы, причиняют не только физическую боль, но и душевную. Ее дом уже не будет никогда прежним, он разрушен, пролилась первая кровь.
Многие критиковали Перельмана за слишком трагичный конец и антиамериканизм. Еще во время съемок у режиссера были сомнения по поводу финала: «Мне помог Кингсли. Как-то после трудной сцены он сидел очень усталый, обхватив голову руками. Я подсел и говорю: „как ты думаешь, Бен, американцы готовы к такому развитию сюжета?“ А он говорит: „f… them!“»
Фильм снял наш бывший соотечественник. Вадим Перельман родился в СССР, в подростковом возрасте он вместе с матерью иммигрировал в Италию, с 14 лет начал зарабатывать деньги: мыл посуду, работал на бензоколонках, затем они переехали в Канаду, где Вадим работал разносчиком газет. Наверное поэтому Перельману удается так хорошо показать не только черную сторону американского общества, но иммигрантское стремление к американской мечте. Для Кэти получить дом — значит вернуть свою прошлую жизнь, для Берани — построить новую, первый шаг к на пути к успеху. Дом, который был построен из песка, разрушен туманом.
Фильм снят по мотивам романа Андре Дюбуса «Дом из песка и тумана», который сам снялся в фильме в роли помощника лейтенанта Альвареса.
Отдельного внимание заслуживает музыка и операторская работа. Вернее даже союз двух неимоверно творческих людей. Оператор фильма Роджер Дикинс — тринадцатикратный номинант на Оскар. Композитором фильма выступил Джеймс Хорнер, который написал музыку более чем к 100 фильмам, в том числе получил два Оскара за саундтреки к фильмам «Титаник» и «Чужие», а композиция к фильму «Дом из песка и тумана» была номинирована на Оскар. Вы, возможно, помните его музыку по фильмам «Храброе сердце», «Аватар», «Легенды осени», «Игры разума».
Хотите изучить творчество великих режиссеров и научиться разбираться в кино? Присоединяйтесь к моему онлайн-курсу «Киноодиссея».
В обзоре использованы кадры из фильма «Дом из песка и тумана».
Информация о фильме:
режиссер | Вадим Перельман |
сценарий | Вадим Перельман, Шон Лоуренс Отто |
продюсер | Майкл Лондон, Вадим Перельман, Шон Лоуренс Отто и другие |
оператор | Роджер Дикинс |
композитор | Джеймс Хорнер |
художник | Майа Джаван, Дрю Боутон, Хала Бахмет и другие |
монтаж | Лиза Зено Чургин |
В главных ролях:
Дженнифер Коннелли
Бен Кингсли
Рон Элдард
Шоре Агдашлу
Джонатан Адут
Фрэнсис Фишер
Ким Диккенс
Нави Рават
Карлос Гомес
Киа Джем