Название статьи

Трехнедельная випассана. Про питание и работу с голодом

На время трехнедельной випассаны я взяла аскезу: не ела хлеб и молочные продукты. Т.е. у меня было полностью веганское питание, только еще без мучного. И это был первый ретрит, на котором я голодала. Хотела совместить ретрит с голоданием, но Энтони это не приветствует, поэтому я ввела ограничения. Хотя мне нравится совмещать медитации и голод, тишина не только в уме, но еще и в теле.

Нас кормили 3 раза в день. На самом деле очень вкусно. Но вот с моими ограничениями вышло довольно голодно. Утром каша на воде. И раньше к каше каждый день были орешки, а в этот раз орешки или семечки были где-то раз в три дня. И я совсем не наедалась. Потом уже стала брать себе несколько орешков в кармашек. Прозвала себя голодным мышонком) В обед у нас обычно был суп, салат и какое-то горячее блюдо. Например, плов с нутом или булгур с овощами. Но я уже писала про питание на випассане. Так примерно все и было.

А на полдник обычно давали хлеб с какими-то намазками. Так что полдников у меня не было. И нормально поесть можно было только в обед. Но много есть по количеству еды я тоже не могу, поэтому весь ретрит ходила жутко голодная. И это был очень интересный опыт. Познакомилась с голодом. Каким он бывает, как он только подступает, как он проявляется, как он начинает собой заполнять ум, как он начинает вторгаться в медитации. Конечно, люди которые ели хлеб, объедались, т.к. хлеб в Дане особенный, его пекут каждый день разный с семечками, орешками, сухофруктами. И кто-то набирал горки хлеба к супу) Но мне было важно познакомиться с состоянием голода. Когда у тебя дома голодание, там совсем другие процессы происходят. А тут столько работы с ожиданиями, с терпением.

А еще на полдник пекли пироги, каждый день разные: брауни, морковный, мохито, шарлотку и чего там только не было. У нас одной из задач на випассане была работа с чувственными удовольствиями. И вот эти соблазны так прорабатывать очень непросто, когда ты видишь эти пухлые пироги, чувствуешь этот аромат, который был слышен даже во время ходячих медитаций, но не берешь их.

В моем случае еще было сложно, т.к. шеф-поваром на випассане был Витя, который проходил у меня в июле ретрит. И почти всю команду ребят на кухне, я хорошо знала. И в любой момент могла попросить что-то мне дать. И это тоже добавляло перчинку. И было много моментов, чтобы понаблюдать свои реакции и паттерны поведения на голод.

И в один день я не выдержала. Утром я пришла и там не было каши на воде. И мне совсем нечего было есть. Хорошо, что это увидела Саша, моя сокурсница и предложила льняную кашу. Я заварила 2 ложки в воде. Ну, и не так чтобы наелась, конечно. И это был такой момент осуждения: «Как же так, вы же знаете, что на ретрите много веганов, почему их оставили без еды?». И я видела, как внутри начинает вот это все разворачиваться.

И на полдник опять был хлеб и помидорки черри. И я написала записку с вопросом, нет ли чего-то для тех, кто не ест хлеб. Протянула ее девушке, которая стояла на раздаче, и она просто развела руками и показала на помидорки. Ну, понимаете, как можно утолить голод помидорками черри, и которых тоже не так-то и много. И эта девушка сделала это с таким безразличием, что меня будто обдали ледяной водой. И я, конечно, подумала, что нужно было подписать записку, что Витя бы мне что-то передал, что как можно брать таких бесчувственных людей на ретрит. В общем, поднялась целая буря. И видеть это было бесценно. Как из маленькой такой фигни, рождается ураган.

Главным было то, что в этом всем урагане мне удавалось сохранить спокойствие. Наблюдать, как рождаются мысли, чувства, и как легко в это все можно погрузиться и залипнуть. Пока я дошла из столовой до домика, все утихло. Я улыбалась и тихонько обнимала своего голодного мышонка, который порой превращался в огромную ненасытную крысу.  Где-то уже к третьей неделе, голод как и боль были все время в каком-то фоновом режиме. Но это мне уже никак не мешало.